Какие компании проведут делистинг на Мосбирже в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие компании проведут делистинг на Мосбирже в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная проблема заключается в том, что Натали-Турс задолжала денежные средства Трансаэро. В связи с финансовыми проблемами и закрытием компании Трансаэро, руководство решило взыскать с туроператора долг через суд. Оказалось, суд принял сторону истца и заставил турфирму выплатить компании 5 817 497 $.

ОПАСНА НЕ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, А СУДЕБНЫЕ ИСКИ И «ЭФФЕКТ ДОМИНО»

«Исходя из анализа возвратов за 2020-2021 гг., для возможности полностью рассчитаться с туристами необходим как минимум один год после полного открытия страны. Под открытием страны мы подразумеваем возможность без ограничения организации авиарейсов и принятие страной граждан из России с туристическими целями», – отмечают в АТОР.

В Ассоциации туроператоров считают, что на туристическом рынке уже сложилась критическая ситуация: на все 100% возвратов до 31 декабря 2021 г. денежных средств нет, а судебные иски потребителей, которые уже массово подаются на туроператоров, в январе-феврале 2022 г. вс равно не позволят получить компенсацию, поскольку средства внезапно не появятся, но зато могут заблокировать деятельность туроператоров и поставить под угрозу исполнение туров, уже выкупленных туристами на 2022 г.

«Хрупкий баланс, которого удалось достигнуть на туристическом рынке, благодаря грамотным и конструктивным мерам поддержки Правительства РФ и Ростуризма, может быть разрушен просто потому, что у бизнеса не останется времени на полное выполнение своих обязательств перед туристами», – подчеркнула Майя Ломидзе. Это может привести к социальному взрыву, так как сотни тысяч российских граждан останутся и без туров, и без денег.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин отмечает, что пандемия нанесла сокрушительный удар малым и средним туроператорам, а вот крупные «игроки» на рынке смогут выстоять. Для 60% фирм закрытые сегодня направления были весомой частью прибыли.

Есть вариант с переносом отмененных туров на другие направления, но на такой шаг пошли только 47% клиентов турфирм. Из них 17% пользователей согласились на поездку в пределах России, а еще 30% — поехать по другому заграничному направлению. Но более 50% на такой шаг не пошли – немногие хотят вместо забронированного тура в Китай или Таиланд отправляться в ту же Турцию.

Физически туроператоры не в состоянии погасить долги. Если турфирма объявит себя банкротом, то туристы навсегда потеряют возможность вернуть средства за оплаченные туры. Пока правительство никак не отреагировало на обращение туристических компаний, но пообещало его рассмотреть. Хотя бы частичная отсрочка платежей поможет турфирмам остаться на плаву. Но многое будет зависеть от ситуации в 2022 году. Если пандемия отступит, то закрытые государства откроют, и компании вновь начнут получать прибыль. В противном случае долги лишь будут расти.

Банкротство и закрытие туроператоров

Страшный сон туриста — 1) остаться в России и без денег, и без отдыха, 2) застрять за границей из-за неоплаченного компанией отеля (совсем мрак) или обратного перелета. Как обезопасить отпуск? Конечно, можно провести глубокий анализ деятельности туроператора за последние несколько лет, удостовериться в фингарантиях, сравнить с другими, но… Мало, кто подобным займется. Гораздо проще — и, в принципе, тоже надежно — выбирать организатора своих каникул из пятерки лучших туроператоров России. О которых мы и рассказали в этой статье: Coral, Anex Tour, Библио Глобус, Sunmar, Пегас Туристик.

Что делать в случае банкротства туроператора? Важный момент: а объявил ли себя официально банкротом этот туроператор? Если да, то все более-менее сносно — туристам помогает организация Турпомощь (вывозит из-за границы) + потерявшим деньги и никуда не улетевшим выплачиваются средства из страхового фонда. Но если компания не признает себя банкротом, заявляя что-то вроде «да это временные трудности, все выплатим» и при этом аннулируя туры и приостанавливая вылеты — как Натали Турс в 2018 году — людям придется выбираться самим.

Спасти и сохранить

Риски клиентов при бронировании туров у фрилансеров, работающих по большей части «вчерную», а потому имеющих возможность маневрировать ценой, очень велики. «Фрилансеры и надомники всех мастей ведут нецивилизованный бизнес, они бесконтрольны. А потому мы нередко слышим истории о том, как турист передал деньги за тур в метро. Итог – ни менеджера, ни денег, ни путешествия. Если в туризме вы слышите слово «скидка», знайте, что произносит его с высокой вероятностью мошенник», – предупреждает Георгий Погосов.

Эксперт поясняет: маржа в турбизнесе низка – с проданного тура турагент получает комиссию в среднем 7–8%. После уплаты аренды, рекламы на продвижение продукта туроператора, выплаты зарплаты остается порядка 1–2%. Если турист оплачивает тур картой, то прибавляются затраты на эквайринг – в среднем это 2%.

Банкроты турфирмы самый новый список 2021

Ну а гарантированно никаких проблем с турфирмами у Вас никогда не возникнет, если как и мы путешествовать самостоятельно!

У нас были клиенты, которые хотели перенести несостоявшийся тур в июне на август. Они готовы были доплатить деньги в случае замены отеля и других составляющих. Но туроператор отказал. Туристам было предложено заплатить за тур снова, а несостоявшийся тур использовать в следующем году», – рассказал Георгий Погосов.

А мы несем убытки из года в год и не видим перспектив. Если для страховщиков слишком высоки риски, они либо добиваются изменений условий страхования, либо, в отсутствии таковых, уходят с рынка», — говорит Алчеева.

К тому же в законе прямо указано, что туроператор не вправе требовать доплату за равнозначный турпродукт. С точки зрения туроператора, закон не запрещает ему предлагать доплатить.

ВСС еще весной направил обращение на имя главы правительства Михаила Мишустина, в котором известил о намерении прекратить страхование туроператоров к началу 2022 года, по истечении срока действия постановления правительства № 1073.

Многие компании, занимающиеся продажей заграничных туров, сопровождением туристов, уже объявили себя банкротами. Среди них особенно крупными считались :

  • “Рыбалкино”;
  • “Фролова тур”;
  • “Фантазия”;
  • “Зеленая улица”;
  • “Ярмарка путешествий”.

Может ли туроператор обанкротится

Идея гарантийного фонда, нашедшая горячую поддержку со стороны страхового сообщества, в очередной раз вызвала негодование турбизнеса. Участники отрасли отметили несвоевременность принятия этого закона и указали на недоработки в предлагаемом механизме. Так, в случае утверждения документа взносы в гарантийный фонд с каждого тура придется платить всем компаниям, при этом риски у выездных туроператоров и игроков въездного и внутреннего туризма имеют совершенно разный вес. К тому же введение электронной путевки сейчас приведет к увеличению нагрузки на и без того ослабленный турбизнес.

Заместитель гендиректора TUI Россия Александр Сирченко заявил, что турбизнес категорически против поспешного принятия решения о введении «Электронной путевки». Без тщательного просчета финансово-экономических и социальных последствий введения ЭП, без учета мнения турбизнеса по этому вопросу делать этого нельзя. Процесс введения ЭП, по словам Сирченко, потребует со стороны туроператоров дополнительных финансовых затрат и человеческих ресурсов на обеспечение интеграции информационных систем, на заведение и передачу необходимой информации и многое другое. Возложение дополнительной финансовой нагрузки на бизнес в условиях пандемии и выхода из нее неприемлемо и может привести к негативным экономическим последствиям, убежден Сирченко.

Шпилько предлагает задуматься о том, почему ВСС просит запретить страхование ответственности туроператоров.

«Казалось бы, не хочешь — не страхуй. Но дело в том, что страхование ответственности туроператоров в сфере въездного и внутреннего туризма стоит копейки и фактически безрисковое. Сколько-нибудь массовых потребительских конфликтов в сфере внутреннего и въездного туризма испокон века не было. Тем более таких, как на выездном чартерном рынке с десятками тысяч туристов, застрявших за рубежом. В этом секторе предпринимательские и, соответственно, потребительские риски в последние годы выросли в связи с участившейся практикой запретов со стороны государства на поездки через туроператоров, расплачиваться за которые закон предписывает тем же туроператорам. Такое распределение ответственности надо менять», — говорит Шпилько.

Читайте также:  Заявление о возобновлении исполнительного производства

Страховщики не отказываются страховать ответственность туроператоров, иначе бы в этом году не было бы заключено, по данным того же ВСС, 5 тыс. договоров на сумму 19 млрд рублей. И это в условиях беспрецедентного кризиса, говорит Шпилько.

Какие туроператоры России на грани банкротства

Чтобы не потерять деньги и не испортить отпуск, тщательно выбирайте туроператора. Обращайте внимание на такие характеристики:

  • Время нахождения на рынке услуг
  • Вхождение в крупнейшие международные сообщества, такие как TEZ TOUR
  • Дилерство по отношению к известным туристическим ассоциациям — ATOP, IATA и др.
  • Наличие собственных автобусов, самолетов, гидов
  • Адекватные цены на путевки (к примеру, стоит различать снижение стоимости горящей путевки – это нормальное явление, и явно заниженные цены — признак наличия проблем у фирмы)

Туроператор является создателем тура: разработка маршрутов и договор с отелем, авиакомпанией возлагаются именно на него. А турфирма — всего лишь посредник, который зарабатывает на продаже уже готовых путевок с наценкой. Количество крупных и маленьких фирм в нашей стране в сотни раз превышает количество туроператоров. Путевку вы фактически покупаете у оператора, он несет ответственность за ваш отдых. Поэтому перед выбором путевки обратитесь к рейтингам.

Но даже высокие рейтинги не являются стопроцентной гарантией. К примеру, долгое время одним из лидеров была компания Natalie Tours, а в 2018 неожиданно было объявлено о банкротстве. Поэтому заказ путевки всегда сопряжен с определенной долей риска.

Дальнейшие действия будут зависеть от обстоятельств: находитесь вы уже на отдыхе или только ожидаете вылета в другую страну.

В этом случае у вас два адекватных варианта действий

  1. Обратиться в Ростуризм или «Турпомощь». Обе эти организации окажут содействие в возвращении домой: оплатят билет на самолет и трансфер до него. Если у вас есть возможность, вы самостоятельно платите за предоставление номера в отеле, покупаете билет на самолет. По возвращении домой обращаетесь в суд, с требованием возместить убытки страховой компанией. Туроператоры, лишенные лицензии в 2021 году, всё равно заключали ранее договор страхования, закон будет на вашей стороне. Главное, сохраняйте документы до начала суда. Это квитанции о нахождении в отеле, билеты на самолет, чеки о покупке еды и воды во время ожидания в аэропорту, если рейс был отменен по причине банкротства турагентства.

Очень важно в таком случае не потерять время. Готовьте документы и обращайтесь в страховую компанию с требованием возместить ущерб.

Вам понадобятся следующие документы:

  • Заявление о возмещении ущерба
  • Копия паспорта
  • Копия договора с туроператором
  • Копии всех чеков, на компенсацию которых вы рассчитываете.

Страховая компенсация может не полностью покрыть ваши расходы. У оператора обозначен предел страховой суммы (у разных страховых фирм разные лимиты). Сумма выплаты делится между всеми пострадавшими участниками, которые обратились за компенсацией. Процент, который вернут отдельному человеку, будет определен экспертом.

Также можно затребовать у страховой фирмы возмещение морального ущерба. При отказе страховщика компенсировать данный вид убытка, вопрос будет регулироваться нормами российского права.

К сожалению, страхование от возможного банкротства туристического оператора не является панацеей. На данный момент закон России не в достаточной мере регулирует деятельность турфирм и не защищает финансовые активы потребителей.

За что турфирму могут лишить лицензии

Причины лишения лицензии могут быть самые разные. Последний приказ Федерального агентства по туризму датируется 16.04.2019. Он исключил из списка туроператоров 8 туристических фирм, 4 из них — за не предоставление отчетности, ещё 4 не выполнили условия о размере финансового обеспечения деятельности. Этот же приказ запретил заниматься направлением «международный выездной туризм» 62 туроператорам. 53 из них не предоставили необходимую отчетность, 3 не продлили членство в ассоциации «Турпомощь», 6 не оплатили взносы.

Также туристическая компания может самостоятельно заявить о прекращении деятельности, объявить себя банкротом или стать таковым по решению суда.

В январе 2019 года у 57 компаний были отозваны лицензии или внесены изменения в сведения о направлениях деятельности поскольку они не нашли вовремя нового страховщика. Иногда компании исключаются из реестра по недоразумению. Так, в марте 2019 года был лишен лицензии туроператор, который сменил место локации офиса, а ведомство не получило эти сведения в срок. Инцидент был оперативно разрешен, лицензия возвращена.

На сегодня в едином реестре заявлено более 4000 действующих туроператоров, из них около 500 могут работать в области выездного международного туризма.

Круизы-2021: туроператоры верят в лучшее

Казахстанские турфирмы оказались на грани банкротства! А это значит, что тысячи казахстанцев этим летом рискуют не попасть в Турцию. На днях часть туристов уже не смогла вылететь на отдых. Всё дело в том, что ещё один турецкий партнер отказался выполнять свои обязательства перед нашими турфирмами.

Экстренная пресс-конференция – это крик о помощи. В маленькой комнатушке с десяток камер и десятки пострадавших. Бизнесмены не успели оправиться от недавней истории со Sky Airlines, как новый удар. Еще одна турецкая авиакомпания отказалась везти наших туристов. На днях из Астаны не могли вылететь свыше тысячи человек.

Эльнара Етимова, генеральный директор туристической фирмы:

— Сегодня ночью был вылет «Пегасусом», все туристы были в списках, билеты все проплачены стопроцентно, но их не садят на рейс! Вопрос почему? Кто будет отвечать за тех, кто оплатил и не вылетел?

Представитель авиакомпании ответственности с себя не снимает. Туристов они возить не отказываются, но только за деньги! А турецкий туроператор Qualitum tours, которому платят наши турфирмы, перевозчику, оказывается, ничего не перечислил.

Роман Парфиров, представитель Pegasus Airlines:

— Здесь вопрос стоит спорный между туроператорами, в случае проплат – рейсы будут выполняться, в случае непроплат – рейсы могут не выполниться из-за того, что они не были оплачены финансово.

А теперь выяснилось, что и брони в гостиницах тоже нет. Qualitum tours уже не найти: офисы закрыты, на звонки никто не отвечает. И, скорее всего, оплаченные туристические путевки попросту сгорят. И это только начало. Алматинские туроператоры говорят: уже потеряли миллион долларов. Они просят правительство наконец-то вмешаться в ситуацию.

Айгуль Каратаева, коммерческий директор туристической фирмы:

— Только МИД на сегодняшний день должен обратиться, чтобы наши деньги, которые ушли туда, оплаченные, искали, находили этот Qualitum tours, находили наши финансы и размещали наших туристов! Мы как туроператоры это не в силах сделать, нас даже слушать никто не будет!

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

  • Слабое место: появилось фото Лукашенко с «тайной женой»
  • Стриженова раскрыла причину внезапного исчезновения Шейнина с «Время покажет»
  • Норкин объяснил пропажу «Места встречи» из эфира
  • На Западе назвали имя нового преемника Путина
  • Дочь Легкоступовой могут лишить свободы на пять лет
  • «Также перетрясут в случае чего»: Малахова осудили за программу о Грачевском
  • Табаков забирает друзей: работники рассказали о мистике в Театре имени Чехова
  • «Лучше рот не открывать»: зрители выгоняют Стриженову из «Время покажет»
  • Мать отвергла вернувшуюся в Россию Максакову
  • Как живет избегающий публичности родной брат Кристины Орбакайте
  • Петросян сделал дорогой подарок Степаненко перед Новым годом
  • Покойный Джигарханян послал Цымбалюк-Романовской дурной знак с того света
  • Паулс объяснил нежелание выступать в России
  • Самолет Шойгу перехватили над Бангладеш — СМИ
  • Доходило до рукоприкладства: какие советские актеры ненавидели друг друга
  • Внук рассказал о мистическом знаке перед кончиной Владимира Коренева
  • Норкин поставил Бома в затруднительное положение фразой из «Кавказской пленницы»
  • Близится Третья мировая: прогноз для России на 2021 год
  • «В тени Примадонны»: передача о Пугачевой обернулась громким скандалом
  • Грядут перемены: известный астролог предрекла судьбу России в 2021 году

Какие туроператоры оказались в зоне риска?

С конца марта Россия закрыла свои границы для иностранцев из-за ситуации с коронавирусом – сначала для тех, кто едет из Китая, потом из Европы, а в итоге вообще для всех. Причем Россия стала одной из немногих стран, которые закрыли границы не только на въезд, но и на выезд – даже сейчас выехать из России можно или в одном из разрешенных направлений, или имея какую-то определенную подтвержденную документами цель (лечение, учеба, уход за родственниками) – и только один раз.

Читайте также:  Может ли быть пенсия меньше прожиточного минимума?

Соответственно, это наложило огромный отпечаток на туристскую отрасль в этом году – до середины лета выездного туризма в России не было в принципе. Зато власти к июлю разрешили почти свободное перемещение по России, а основные курортные регионы открылись для граждан – для этого очень кстати пришлась статистика заболеваемости, плавно идущая к спаду.

В настоящее время заболеваемость covid-19 снова бьет все рекорды, больницы переполнены, но передвижение по территории России не ограничивается, число «открытых» для авиасообщения стран растет, а правительство продвигает туры по стране с «кешбэком». Другими словами, ситуация неоднозначная – и совсем не такая, как была весной.

С 21 по 28 августа в России прошел первый этап «распродажи» туров по России с правительственной льготой: государство возвращало до 20% от стоимости тура, если он соответствовал определенным условиям. И хоть продавались туры всего неделю, глубина бронирования была достаточной – тур можно было купить на даты до конца года, а на самые популярные регионы туры продавались только с 1 октября.

Когда пандемия только начиналась, первые прогнозы говорили – Россия выйдет на плато в конце весны, а летом распространение вируса остановится. Летом стало ясно, что covid-19 с нами надолго – и нужно как-то учиться жить вместе с ним. Другие прогнозы – снятие всех ограничений к февралю 2021-го – сейчас выглядят тоже излишне оптимистичными (тем более, что низкая температура способствует распространению вирусов).

Пока самые осторожные прогнозы говорят, что пандемия пойдет на спад в 2021-м, этому поможет массовая вакцинация, а в перспективе коронавирус никуда не уйдет, но станет не очень опасным сезонным заболеванием.

  • 10 июня 2018 сообщил о прекращении деятельности туроператор Raduga Travel (Радуга Трэвел Центр)
  • 15 июня 2018 прекратил свою деятельность туроператор Polar Tour (Полар Тур)
  • 22 июня 2018 года закрылся туроператор Матрешка Тур, немногим ранее продавший принадлежавшего её туроператора Аврора БГ
  • 25 июня 2018 прекратил деятельность туроператор Премиум Тревэл Групп
  • 30 июня 2018 начались проблемы у Аврора БГ, приостановившей чартерные программы в Болгарию и Черногорию
  • 3 июля 2018 года закрылся крупный и один из старейший туроператоров России, работавший с 1991 года — DSBW Tours (ДСБВ Турс)
  • 4 июля 2018 крупнейший туроператор Natalie Tours (Натали Турс) аннулировал все подтвержденные туры, после чего в СМИ появилась информации о желании владельцев Natalie Tours продать компанию. А ведь тревожные «звоночки» по Натали Турс в последнее время уже поступали… Например, в конце декабря 2017 года Натали Турс запускали демпинговую акцию, предлагая скидку в 10% при бронировании тура напрямую, из-за чего многие турагентства и агрегаторы объявили туроператору бойкот, вынудив Натали Турс отказаться от акции. 29 июня Натали Турс закрыл чартерные программы в 4 страны: Испанию, Италию, Грецию и Турцию. А 3 июля начали поступать сообщения о проблемах клиентов Natalie Tours при вылете, трансфере и заселении в отели этих стран… Демпинговая политика с большими скидками наблюдалась и у Полар Тур…

Туроператоры лишенные лицензии в 2021 году – актуальный список

  • Болгария
  • Будапешт (Венгрия)
  • Гонконг
  • Занзибар (Танзания)
  • Кипр
  • Куала-Лумпур (Малайзия)
  • Лангкави (Малайзия)
  • Майорка (Испания)
  • Миндоро (Филиппины)
  • Польша
  • Таиланд
  • Турция
  • Черногория
  • Марокко

Наша компания с 1997 года ведет свою деятельность, и на основании собственного опыта мы провели анализ сложившейся ситуации в сфере выездного туризма.

Начавшаяся в марте пандемия COVID-19 нанесла по отрасли колоссальный урон. Пострадали все участники рынка: операторы, туристические агентства и, конечно, туристы.

Туроператорское сообщество смогло пролоббировать в правительстве отсрочку денежных возвратов за неиспользованные путевки до конца 2021 года. Если бы этого не произошло, бо́льшая часть компаний была бы вынуждена объявить себя банкротами, т. к. ни авиакомпании, ни зарубежные партнеры денег не возвращают. Нам иностранные партнеры вернули только 10% от того, что должны были вернуть. Причем с большой задержкой. Мы же возвращали деньги сразу всем желающим из своих резервов и независимо от того, сколько нам вернут. И вернут ли вообще.

Вообще, крупным федеральным туроператорам необходимо возвращать миллиарды рублей. А таких свободных сумм у них, конечно же, нет. Поэтому постановление правительства реально спасло их от банкротства. Но решение проблемы возврата денежных средств никуда не делось, вопросы лишь отодвинуты на конец 2021-го.

За оставшееся время туроператорам придется решить несколько непростых задач и компенсировать пропавшие деньги у обанкротившихся зарубежных партнеров. Пока это только венгерская принимающая компания «Робинзон Турс», которая обслуживала половину заявок по Венгрии. За рубежом, кстати, туроператорам на законодательном уровне тоже дали отсрочку по возвратам, причем в некоторых странах на более длительный срок.

Большой проблемой крупных туроператоров станет невостребованность в прежних объемах раннего бронирования, с помощью которого они имели доступ к дешевым оборотным деньгам.

Следует отметить, что на рынке есть крупные туроператоры, которые принимают замороженные суммы в счет оплаты за любые другие заявки. Конечно, это серьезно улучшит их репутацию в турагентской среде. И, естественно, всегда было некоторое количество туроператоров с плохим финансовым положение, еще до пандемии. Плюс здесь в том, что у них появится большой соблазн прекратить свою деятельность, сославшись на коронавирус.

А вот проблемы туристических агентств заключаются в том, что они пять месяцев в высокий сезон не зарабатывали деньги. После 10 августа открылась Турция, далее — Эмираты и Мальдивы из Москвы. И это практически все. Объемы продаж упали примерно на 65–75%. Естественно, это не позволяет хотя бы на приемлемом уровне поддерживать жизнедеятельность агентства (оплачивать аренду, интернет, платить зарплату и т. д.).

Но впервые агентства, работающие вбелую (с учетом всех правил бухучета), оказались в более привилегированном положении: государство оплатило минимальную заработную плату сотрудникам за апрель и май, обнулило выплаты в фонды (пенсионный, страховой и т. д.) за несколько месяцев. Пусть это и небольшие деньги, но все-таки помощь.

Турагентский рынок Татарстана (да и всей страны в целом) очень неоднороден. 80–85% — фирмы (как правило, ИП), состоящие из двух-трех сотрудников, обслуживающих в основном родственников, друзей и родственников друзей. Но у некоторых набегали очень приличные объемы (количество клиентов).

Квалификация сотрудников тоже очень разная: от дилетантов до крутых профессионалов с опытом работы более 20 лет. 50% турагентств этой категории прекратит активную деятельность до нормализации ситуации, т. е. на один-два года. Будут делать разовые бронирования из дома. Часть из них (надеюсь, очень незначительная) уйдет некрасиво — с деньгами туристов.

Но и после восстановления туристических потоков количество агентств будет сокращаться. Причины следующие:

  • во время пандемии прошло глобальное сокращение персонала. Причем люди, которых сократили, найдут другую работу, а вот набрать новых сотрудников будет непросто;
  • государство ужесточает контроль за туристическими фирмами, вводит электронные путевки, реестры турагентств и т. д., появятся новые расходы: оплата бухгалтерских и банковских услуг, налогов;
  • пандемия и ее последствия приведут к снижению количества туристов, а подобное повлечет ужесточение конкуренции между выжившими туроператорами. Им придется сокращать расходы, и в первую очередь это будет комиссия турагентствам;
  • резко сократится количество рекламных туров, что было очень приятным бонусом для сотрудников.

Из оставшихся 15–20% есть около 10 достаточно устойчивых фирм, имеющих собственные офисы, хорошие средства на счетах в банках и серьезную клиентскую базу. Все это не является безусловной гарантией от банкротства, но все-таки представляется весомым активом.

Кстати, часть из таких фирм является и туроператорами, что позволяет формировать им собственные туры и в значительной мере не зависеть от финансового положения федеральных туроператоров. Думаю, эти компании благополучно переживут пандемию.

Еще одна немаловажная деталь: согласно законодательству, туристы должны получить полную сумму оплаты за отмененные туры, если они не воспользовались равнозначным туристическим продуктом. Часть этой суммы (агентское вознаграждение) должны будут вернуть турагентства. Те из них, у кого нет финансовых резервов, сделать так не смогут. А учитывая, что основная масса турагентств — это ИП, проблемы могут быть очень серьезными, т. к. ИП по обязательствам отвечают лично своим имуществом.

Читайте также:  Новый график выхода на пенсию в 2023 году: кто сможет стать пенсионером

Туристам приходится выбираться из данной ситуации по-разному. Во-первых, апрель и май были для всех нерабочими, и решать вопросы по возвратам и компенсациям стало возможным только с июня. Небольшая часть туроператоров вернула деньги за отмененные туры. Некоторые туристы смогли перенести туры и отдохнуть на российских курортах или в Турции. Для основной массы ситуация находится в подвешенном состоянии. Тут можно поменять отмененный тур на равнозначный (а каждый оператор трактует равнозначность по-своему) или получить свои деньги в конце 2021 года.

С учетом непрекращающейся пандемии и непонятного финансового положения туроператоров, авиакомпаний и их зарубежных партнеров реальная вероятность благополучного завершения второго варианта для всех туристов точно не 100-процентная.

В непростой ситуации оказались и туристы, которые самостоятельно бронировали авиаперелеты и отели. Если авиабилеты бронировались непосредственно на сайтах авиакомпаний, то особых проблем с возвратами не было. Например, «Аэрофлот», турецкие авиалинии, чешская и венгерская авиакомпании по рейсам, аннулированным до 6 апреля, возвращали полную стоимость. По более поздним аннуляциям выдавали ваучеры. Проблемы возникли, когда билеты бронировались и оплачивались через агрегаторов. Часть из них до сих пор деньги не вернула.

Что касается самостоятельного бронирования и оплаты отелей за рубежом, то каждый отель сам определяет, будет возвращать деньги или заморозит их на депозите для дальнейшего использования. Пусть нечасто, но были случаи, когда отели деньги возвращали, например американские.

Туристическая отрасль очень чувствительна к любым негативным событиям (экономическим кризисам, эпидемиям, вооруженным конфликтам, катаклизмам и т. д.). Здесь все будет зависеть от того, как скоро откроются границы между государствами и возобновятся международные рейсы. И очень хотелось бы, чтобы эти сроки искусственно не отодвигались (под различными благовидными предлогами).

Анализ экономических последствий закрытия границ в этом году показывает, что дополнительная прибыль от увеличения туристических потоков в регионы России значительно меньше убытков, которые понесли авиакомпании и отели в Москве и Петербурге.

В зависимости от сроков возобновления международных авиаперевозок возможно три варианта развития событий. Первый (оптимистический): в ноябре 2020 года снимаются все ограничения на перелеты в ОАЭ и к Новому году открывается Европа. В этом случае турпотоки постепенно восстановятся, и к началу летнего сезона операторы окажутся жизнеспособными.

Второй вариант (реалистичный): открытие границ отодвигается до середины весны. В этом случае начнутся банкротства ряда авиакомпаний, отелей и туроператоров. Конкуренция на рынке уменьшится. Те, кто выживет и отработает лето, постепенно восстановятся. Цены (на все) вырастут процентов на 20 при нынешних темпах падения рубля. Они сдерживались очень сильной конкуренцией, которая ослабнет, если большое количество компаний уйдет с рынка.

Вариант третий (ужасный): границы не откроют до октября 2021 года. Тогда — массовое банкротство российских авиакомпаний. Останется «Аэрофлот» и еще пара, которых поддержит государство. Начнут повсеместно закрываться отели в крупных городах. С рынка уйдет значительное количество туроператоров. А туристы не получат денег по отмененным турам, т. к. у операторов их просто не будет.

Леонид Пресс

Небольшая ремарка: вы не увидите незнакомых для себя компаний, т. к. ведущий туроператор = надежный туроператор. Компании, находящиеся у всех на слуху, априори вызывают доверие, хотя бы потому, что пользуются спросом у многих туристов, и ваших друзей-знакомых в том числе.

К тому же масштаб деятельности туркомпаний по России позволяет утверждать об их универсальности для всех регионов. Поэтому лучшие туроператоры Москвы, туроператоры СПб и даже самые авторитетные туроператоры Перми сводятся к одному топ-листу.

Рейтинг туроператоров по странам также имеет место быть. Интересно отметить, что в зависимости от направления, позиции крупных компаний меняются. Однако это НЕ свидетельствует о ненадежности какого-либо известного туроператора по отдельной стране.

Рейтинги основаны на данных о сроках давности работы компаний с конкретными туристическими рынками и их доле от общего количества туров. Например, туроператор TUI – занимает лидирующие места в топе по Испании, но, одновременно, отстает в топе по Вьетнаму, т.к. только этой зимой начала «покорять» это направление.

Наш список пока таков, и продолжает дополняться новыми странами:

  • Тайланд
  • Вьетнам
  • Доминикана
  • Гоа
  • Мальдивы
  • Испания
  • Россия (Москва)
  1. Количество направлений

Здесь все логично: чем больше стран, куда компания отправляет путешественников, тем меньше риск, что в случае кризиса какого-либо направления, нарушится стабильная работа всей системы.

  1. Свои принимающие компании

Под этой расплывчатой формулировкой подразумеваются личные туркомпании или агентства оператора непосредственно за рубежом, т.е. в странах, с которыми он сотрудничает. Эти организации занимаются бронированием и оплатой вашего отеля, а также обеспечивают трансфер и экскурсии. Иными словами, вы не едете «в никуда» с напутствием, что вас встретят там-то и во столько-т��, а попадаете в гостеприимные руки коллег туроператора.

  1. Договоренность с авиакомпаниями

Еще один критерий, влияющий на рейтинг надежных туроператоров, это количество и качество взаимодействия с воздушными перевозчиками. На нем, в основном, завязана стоимость турпутевки. Если за оператором зарезервированы большие блоки мест в разных авиакомпаниях, или более того, он имеет собственный чартерный рейс, то возрастает и число вариантов перелета, и шанс найти недорогой тур с дешевым авиабилетом.

Страшный сон туриста — 1) остаться в России и без денег, и без отдыха, 2) застрять за границей из-за неоплаченного компанией отеля (совсем мрак) или обратного перелета. Как обезопасить отпуск? Конечно, можно провести глубокий анализ деятельности туроператора за последние несколько лет, удостовериться в фингарантиях, сравнить с другими, но… Мало, кто подобным займется. Гораздо проще — и, в принципе, тоже надежно — выбирать организатора своих каникул из пятерки лучших туроператоров России. О которых мы и рассказали в этой статье: Coral, Anex Tour, Библио Глобус, Sunmar, Пегас Туристик.

Что делать в случае банкротства туроператора? Важный момент: а объявил ли себя официально банкротом этот туроператор? Если да, то все более-менее сносно — туристам помогает организация Турпомощь (вывозит из-за границы) + потерявшим деньги и никуда не улетевшим выплачиваются средства из страхового фонда. Но если компания не признает себя банкротом, заявляя что-то вроде «да это временные трудности, все выплатим» и при этом аннулируя туры и приостанавливая вылеты — как Натали Турс в 2018 году — людям придется выбираться самим.

Дело о банкротстве Ютэйр

В воронку банкротства авиакомпаний из-за коронавируса попал «Utair», впервые допустив дефолт по 12-летним кредитам. При этом в компании заявили, что не будут осуществлять по ним выплаты даже на условиях реструктуризации задолженности. Руководство компании посчитало более целесообразным направить средства на поддержание операционной деятельности в регионах, где ПАО «Ютэйр» – единственный авиаперевозчик. И хотя иски о банкротстве от кредиторов поступили еще в марте 2019, с отложением рассмотрения дела на 27 августа, компания не была признана банкротом, предоставив план выхода из кризиса на 2020 год.

Последние новости о банкротстве «Ютэйр» на сегодня, как сообщает РБК, – дело оставлено без рассмотрения. Причин данного решения в картотеке арбитражного суда пока нет. Авиакомпания продолжает свою работу и на своем официальном сайте даже сообщает позитивные новости. Например, об увеличении количества перелетов в 5 раз в июне или о снижении расходов параллельно с увеличением прибыли.

Как сложится дальнейшая судьба авиакомпании говорить сложно, но очевидно, что даже при наихудшем раскладе признавать себя банкротом руководство не намерено.

Эксперт: «Сезон в Сочи практически отменили»

Безусловно, все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Понятно, что и находчивых туристов, и неунывающих предпринимателей хватает. Но если посмотреть на ситуацию, в которой оказалась отрасль в этом сезоне, становится очевидно: пережить его удастся не всем.

Представители туриндустрии Сочи говорят, что самое худшее — это неопределенность и постоянные переносы даты запуска бизнеса. По их словам, уже сейчас начинаются отказы по заездам на июль и август. «По самому оптимистичному прогнозу, в Сочи в этом году откроется 60% мест размещений. Я знаю тех, кто уже распродает кровати и столы, закрывая бизнес, не выдержав арендной нагрузки и не получив поддержки», — поделилась руководитель туроператора «Аэлита» и отельер Александра Сердюченко.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *